Райа и Последняя попытка Диснея в глубокий сюжет
Анимационная полнометражка «Райа и Последний дракон» — один из наиболее оригинальных диснеевских проектов. Конечно, в мультфильме можно увидеть уши и мультсериала Аватар, и диснеевской же Моаны, и даже Моих Маленьгих Поняшек. Но сценаристы явно поработали над миром и придумали что-то своё, а не просто взяли существующий первоисточник и оболванили, как в случае с какой-нибудь Русалочкой.
Другое дело, что просто поработать — это не всегда достаточно…
Давным-давно, в далёкой-далёкой Кумандре...
На случай, если трейлеры ввели вас (как и меня) в заблуждение, поиски Райей последнего дракона занимают от силы минут двадцать. Причём большая часть этого времени — флэшбэк, где показано как был разбит «Драконий самоцвет» и выпущены на свободу монстры-друуны, превращающие людей в каменные статуи. Райа тогда была ещё маленькой (и слишком доверчивой) девочкой, которая спаслась с одним из осколков магической реликвии лишь потому что её отец пожертвовал собой.
Теперь, шесть лет спустя, Райа превратилась в девушку-воительницу, которая не доверяет никому, кроме своего ездового, гм… броненосца(?) по имени Тук-тук. И следуя легенде они наконец находят и пробуждают к жизни того самого последнего дракона, который, точнее которая пятьсот лет назад использовала ныне разбитый магический самоцвет чтобы изгнать друунов.
Собственно с этого и начинается основной сюжет, в ходе которого Райа и няшка-дракон по имени Сису ищут остальные осколки Драконьего самоцвета, которые теперь находятся в руках вождей четырёх из пяти племён страны Кумандры. Пятую нацию, разумеется, представляет сама Райа — ведь она у нас принцесса, как и все диснеевские героини.
Дисней во всей красе
Вообще, в мультфильме довольно много типичных для Диснея моментов. Красивая 3D картинка, в немного более реалистичной манере, чем у Pixar. Периодические шутки для поднятия настроения. Колоритные персонажи второго плана.
Причём персонажи приобретают особенную глубину, если задуматься. Да, девочка-младенец, возглавляющая банду вороватых обезьянок — это смешно, но как бы ещё выжил ребёнок, семья которого превратилась в камень, как не повзрослев и не выработав нечеловеческую ловкость? То же самое с квадратным амбалом, на проверку оказывающимся начитанным философом. Он ведь не просто так пытается напустить страху на незнакомцев — если что, в деревне он остался один.
А вот центральные персонажи, по всё той же диснеевской традиции — обычные сборники клише. Даром что клише эти не «беззащитная принцесса ждущая принца» и «ужасный хохочущий злодей» родом из девяностых. «Суровая принцесса-воительница», «наивная няшка-дракон» и «злодейка, которая на самом деле добрая, просто её никто не понимает» — вот новый стандарт для диснеевской формулы.
Причём в случае с антагонисткой, принцессой Намаари, как обычно Дисней ещё и разбросал намёки на лесбийскую линию с Райей. Совсем немного намёков — ровно столько, чтобы отхватить похвалу от ЛГБТ+ сообщества, но не схлопотать по ушам от консерваторов.
Впрочем, проблема с Намаари не в нескольких сценах, где можно углядеть лёгкий флирт. Она гораздо глубже, и касается морали всей картины.
Ахтунг, спойлеры!
Мораль нового мультфильма — «доверяй ближнему своему». И по большей части раскрывается она тут неплохо. Райа и Сису не раз спорят о доверии, поскольку находятся на противоположных полюсах в данном вопросе. И не раз Райа, встретив незнакомцев переходит в глухую защиту лишь за тем, чтобы потом найти общий язык и получить нового союзника. Что младенец-воровка, что амбал, что паренёк, который возит героев на своей лодке-плавучей забегаловке — все они осознают, что у них общая цель. И лишь доверяя друг другу они смогут преуспеть в своей миссии собрать Самоцвет и победить друунов.
А вот с Намаари эта формула не работает.
в отличие от упомянутых паренька, девочки с обезьянками и амбала-философа, которые не на словах, а на деле доказывают не только свою пользу, но и свою лояльность, принцесса-антагонист только и занимается тем, что предаёт Райю и охотится за ней на протяжении всей картины.
Даже сцена, где Райа идёт на поводу у своих эмоций и атакует Намаари (у которой между прочим в руках арбалет, нацеленный в сердце Сису), отнюдь не выглядит однозначным просчётом нашей героини. Да, мы как зрители видели сцену, где Намаари выказывает уважение драконам. Но даже мы не можем быть до конца уверены, что «принцесса-антагонист» не спустила бы курок. В конце-концов она же достала тот самый арбалет, чтобы предать Райю второй раз.
И вот в конце, после целых двух предательств, Райа каким-то образом осознаёт, что должна довериться именно Намаари. Почему? Как?! Собственно сам факт, что для возрождения магии самоцвета нужно доверие уже притянут за уши на столько, что «магия дружбы» из MLP и «любовь, которая сильнее гравитации» из Интерстеллар выглядят на на его фоне твёрдой фантастикой.
Но даже с таким допущением абсолютно не понятно, почему довериться надо было именно Намаари, а не уже проявившим свои качества другим героям. И такая мораль финала выглядит ещё более дико для того, чтобы учить ей детей. Ведь в реальном мире как раз именно такое безусловное доверие к тем, кто раз за разом его обманывает позволяет обманщикам выходить сухими из воды.
Доверие всегда должно быть взаимным. Да, кто-то должен сделать первый шаг, но сделать первый шаг — вовсе не означает пройти всю дорогу. И если в ответ на первый шаг тебе всаживают нож в спину — разумно как минимум остановиться. А вот финал мультфильма «Райа и Последний дракон» как бы говорит обратное. Почему?
Однозначного ответа у меня нет. Однако кое-какие мысли возникают, если вспомнить что выпустившая «Райю» компания Disney последние несколько лет только и делает, что обманывает доверие своей аудитории. Вначале черноухий Мыш подвёл нас со Звёздными Войнами, потом поползли слухи о переводе MCU на рельсы «соц.справедливости», теперь ещё подписчики Disney+ то и дело находят в своих каталогах «сюрпризы» в виде удалённых или отцензуренных материалов.
Как-то весьма своеобразно смотрится заявление «доверьтесь другим, ведь кто-то должен сделать первый шаг» от тех, кто постоянно лицемерит и обманывает… Хотя может я просто слишком глубоко копаю и всё на самом деле объясняется обычной спешкой при подготовке сценария. В конце-концов, это же Дисней.